Литье
| Вы вошли как Гость | Вход | Выход | Группа "Гости"| RSS
Меню сайта
Формовочные материалы
Литейные формы
Кусковая формовка
Формы для скульптур
Архитектурная отливка
Заливка форм и обработка отливок
Способы литья
Разное

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Вход на сайт
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенность изготовления литейных форм для бюстов по сравнению с другими видами художественных отливок состоит в том, что их модели всегда имеют сложную поверхность, точность выполнения которой является непременным условием получения качественной отливки. Малейшее искажение в форме отпечатка поверхности модели приводит к нарушению портретного сходства отливки с оригиналом. Поэтому правильное деление сложной поверхности модели на части и изготовление на ней кусков представляет основную сложность процесса формовки бюстов.

При изготовлении этих форм следует помнить следующие правила:

  1. При изготовлении фальшивой опоки укладывать модель в опоку так, чтобы наиболее сложная часть ее поверхности (с поднутрениями и выступами) располагалась вверху. Лучше, если часть модели, углубляемая в фальшивую опоку, не имеет поднутрений, а стало быть, и кусков.
  1. В процессе изготовления кусков следует стремиться сосредоточить большее их число в нижней полуформе. Куски к верхней полуформе приходится крепить, чтобы они не могли выпасть из нее в процессе сборки формы. В то же время сами операции крепления кусков к стенке формы могут привести к их разрушению.
  2. Изготовление кусков в форме следует производить снизу с поверхности фальшивой опоки, постепенно заполняя поднутрения модели до верха.
  3. При делении поверхности на части нужно выделять для каждого куска возможно большую поверхность модели. Одним куском следует закрывать несколько смежных поднутрений, имеющих аналогичный уклон так, чтобы кусок мог быть снят с поверхности модели в одном направлении.

Правильность деления поверхности модели на части, для изготовления на них кусков, определяется опытным путем. При отсутствии опыта, чтобы избежать неудач при разборке формы и извлечении из нее модели, следует изготовить формы с большим числом кусков.  При этом, конечно, тратится больше времени на их изготовление, разборку и сборку формы. Желательно, чтобы каждый из кусков охватывал как можно большую часть поверхности модели. Тем самым сокращается число кусков в форме и меньше времени уходит на изготовление формы. Кроме того, улучшается качество отливаемых изделий. Меньшее число кусков в форме дает соответственно меньшее число швов на поверхности отливки, благодаря чему сокращается процесс механической обработки изделия, устраняется возможность случаев отклонения формы изделия от оригинала.

В качестве примера рассмотрим формовку настольного бюста. Литейную форму для него изготовляют по неразъемной латунной модели.

Формовка состоит из следующих операций:

  1. Начинают с изготовления фальшивой опоки способом вдавливания модели. В фальшивой опоке модель укладывают на «спину» ( рисунок Б ниже).
  2. Оформив поверхность разъема, модель припыливают и приступают к набивке кусков формы в порядке и местах, показанных на рисунке А ниже.


форма для бюста

Кусками заформовывают части поверхности модели, имеющие поднутрения, с которых трудно снять полуформу, не повредив ее стенок. Части модели, с которых можно снять форму без повреждения (лицо, борт одежды и верхняя часть основания — постамента бюста), оставляют незаформованными.

Набивку кусков в форме начинают с куска 1, расположенного у основания бюста. Подрезав поверхность куска на верхней его грани, вырезают знак.











  1. Куски 2 и 3 изготовляют на боковых поднутрениях модели. Границы этих кусков проходят так: нижняя — по поверхности фальшивой опоки, верхняя — по борту одежды.


  2. Набивают кусок 4, располагающийся на плече и примыкающий к соседнему куску 2. Кусок 2 хорошо присыпают (натирают) древесноугольным порошком и заглаживают, чтобы при разборке формы он легко отделялся от кусков, примыкающих к нему, а в процессе изготовления последующих кусков к нему не прилипала формовочная смесь.


  3. Так же изготовляют куски 4 и 5, 6 и 7, располагающиеся вокруг головы бюста на фальшивой опоке.


  4. На верхней части модели изготовляют куски 8 и 9, прикрывающие шею и борт одежды ( рисунок Б выше).


  5. Припылив поверхности кусков и оставшуюся свободной поверхность модели (незакрытую кусками), на фальшивую опоку устанавливают нижнюю опоку. Свободную поверхность модели обкладывают облицовочной смесью. Оставшуюся часть опоки заполняют наполнительной формовочной смесью и уплотняют ее так, чтобы получить достаточную плотность формы и не повредить прилегающие к поверхности модели куски.
    В том случае, если при формовке остается свободная поверхность модели, опоку набивают в два приема. Первый заканчивается после того, как уплотненная в опоке формовочная смесь будет составлять над поверхностью модели слой 25—30 мм. После этого опоку снимают, очищают мягкой щеткой поверхность модели, припыливают ее древесноугольным порошком и, установив снятую опоку, продолжают засыпать в нее смесь и уплотнять ее до верха. Такую операцию называют подчеканкой формы. Цель подчеканки при кусковой формовке та же, что и при формовке по-сырому, — увеличение резкости отпечатка поверхности модели в форме. Выполнение подчеканки при кусковой формовке отличается тем, что ее производят не моделью, а формой, прижимая ее к припыленной древесноугольным порошком модели в процессе уплотнения формы на втором этапе.
    Для получения ровной поверхности смеси в опоке и предотвращения возможности поломки кусков верхний слой смеси в опоке уплотняют деревянным бруском. В этом случае сила удара распределяется на большую часть поверхности смеси, соответственно и деление на куски в опоке более равномерное. Уплотненную таким образом поверхность смеси в опоке натирают сухим древесноугольным порошком. Чтобы исключить возможность прилипания к ней смеси, что может привести в дальнейшем к выдавливанию формы при установке ее в пресс для заливки.
  1.  Нижнюю полуформу переворачивают вместе с фальшивой опокой, последнюю снимают. Дополнительно уплотняют поверхность кусков вокруг модели и подрезают их до получения необходимой поверхности разъема формы. Для удобства крепления конца каркаса стержня, который будет вставляться в форму при сборке, необходимо, чтобы разъем формы проходил через центр основания модели бюста. Поэтому поверхность разъема у основания модели подрезают до его середины, а оставшуюся часть закрывают куском 10 (см. рисунок Б выше), являющимся продолжением куска 1 в верхней полуформе.


  2. Закончив набивку куска 10, единственного, который будет располагаться в верхней полуформе, поверхность модели припыливают, ставят верхнюю опоку и производят ее формовку в два приема с подчеканкой.


  3. Снимают верхнюю полуформу, исправляют в ней отпечаток модели, снимают кусок 10 с нижней полуформы и укладывают его на соответствующее (по знаку) место в верхней полуформе. Кусок 10 следует закрепить шпилькой или приклеить клеем, так как он может выпасть при накрывании нижней полуформы верхней. Надо сказать, крепление кусков в форме клеем  неудобен, так как куски в форме прилегают неплотно, и на отливке образуется грубый шов. На поверхности разъема в верхней полуформе к плечу бюста прорезают литниковый канал, к центру головы — выпор.


  4. Поверхность разъема в нижней полуформе припыливают, устанавливают на нее деревянную рамку, размеры которой равны размерам опоки, заполняют ее наполнительной смесью и, прикрыв деревянным щитком сверху, переворачивают вместе с нижней полуформой.


  5. Нижнюю полуформу снимают, легко ударяя деревянным молотком по поверхности смеси в ней так, чтобы модель с прилегающими к ней кусками осталась на смеси в рамке. Рамку используют для того, чтобы было удобнее снимать куски с модели, так как некоторые из них приходится снимать, подрезая около них смесь.


  6. Ланцетом и специальной иглой с модели снимают кусочки в порядке, обратном их изготовлению (последний кусок снимают  первым). В каждом куске (после снятия с модели) исправляют возможные повреждения, припыливают поверхность древесноугольным порошком, излишек его сметают мягкой кистью. Готовые куски укладывают на песчаную постель для сушки.


  7. В специальном стержневом ящике изготовляют центральный стержень для формы.


  8. Обе полуформы, куски и стержень сушат.