Скульптурное литье – это отливка из металла изображений различных животных, людей или предметов природы. Основными материалами, из которых отливаются металлические скульптуры – это бронза, чугун и сталь.
Скульптурную отливку можно получить разными способами. Один из вариантов следующий. Сначала из глины изготавливают приблизительную модель будущей скульптуры. Глиняная сердцевина сохраняется в скульптурах почти всегда, за исключением самых маленьких статуэток. Если речь идет о скульптуре больших размеров (свыше 1,5 м), то туловище, конечности, голову и прочие крупные детали отливают отдельно, а потом уже соединяют.
Высохшую и затвердевшую сердцевину покрывают ровным тонким слоем смеси пчелиного воска с древесной смолой, и по восковой поверхности мастер прорабатывает все мельчайшие детали будущей скульптуры: черты лица, складки и элементы одежды, декоративные мотивы. Именно на этом этапе проявляется профессиональный уровень мастера, приверженность его тому или иному стилю. Толщина восковой обмазки соответствует толщине стенок будущей скульптуры. По низу постамента укрепляются литники, через которые расплавленный металл будет заливаться внутрь, занимая место вытекшего воска. При отливке крупных скульптур литники устанавливают и на спине, и на предплечьях для более равномерного распределения металла. У сидящих фигур часто можно увидеть сохранившиеся литники - они напоминают ножки пьедестала.
Поверх восковой поверхности наносят многослойное глиняное покрытие, что и составляет, по сути, литейную форму. Наиболее ответственный слой - тот, который примыкает непосредственно к восковому: он не только должен идеально повторять все тончайшие детали и изгибы восковой поверхности, но и на всем ее протяжении быть одинаковой толщины. В этих трех внутренних слоях формы недопустимы никакие шероховатости, пустоты и прочие дефекты - ведь все это будет потом повторено в металле. Поверх слоев из тонкой глины накладывают несколько слоев из глины более грубого качества, смешанной с песком. Далее для большей устойчивости и прочности заготовку оплетают по всему объему своеобразной металлической сеткой, наносят еще несколько слоев глиняной обмазки, а затем это довольно-таки бесформенное и массивное сооружение оставляют в тени для окончательного просушивания.
Скульптуры среднего размера помещают в печи для литья по несколько штук одновременно. Для очень крупных скульптур сооружают специальные индивидуальные печи. Если форма со скульптурой небольшого размера, то ее сначала устанавливают в нормальном положении, литниками вниз. Когда весь воск вытечет, форму переворачивают вверх ногами и, через оказавшиеся наверху литники, заливается металл. Тяжелые и малоподъемные формы устанавливают на решетку над огнем сразу «вверх ногами» - для этого с противоположной стороны формы приходится проделывать отверстие для вытекания жидкого воска.
В больших глиняных тиглях подготавливают металл для отливки. Компоненты сплава должны быть чистыми, без примесей. Отлитая «запакованная» скульптура остывает; затем молотком разбивается форма, освобождая готовое изображение. Даже при самых совершенных условиях литья неизбежно наличие мелких технологических погрешностей, и любая отлитая вещь нуждается в длительной завершающей обработке: удаляются литники, металлические заусеницы, заделываются все погрешности литья и пр. После окончания всех механических операций приступают к полировке изображения. Если требуется нанести на скульптуру золотое покрытие, то для лучшего сцепления позолоты с поверхностью скульптуры на нее наносится грунт из нескольких слоев черного лака и только на него уже накладывается золото.
На фото ниже показана статуя Будды, отлитая изложенным выше методом.
Скульптурное литье используется, главным образом, для украшения интерьера помещения или земельной территории. Литые памятники имеются почти в каждом городе, они украшают площади, скверы, парки. Некоторые из них настолько слились с архитектурным ансамблем городов и окружающим ландшафтом, что стали их неотделимой частью, их символическим выражением. Одним из примеров скульптурного литья является памятник К.Минину и Д.Пожарскому на Красной площади в Москве.
Памятник К.Минину и Д.Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому представляет скульптурную группу на гранитном пьедестале простой и строгой прямоугольной формы, в которой с двух сторон вделаны бронзовые барельефы. Показывая простертой рукой на Кремль и, как бы, призывая к спасению отечества, Кузьма Минин вручает князю Пожарскому меч.
Памятник является подлинным чудом литейного производства. Композиция высотой 4,7 м отлита по выплавляемой восковой модели в один прием ( щит, шлем и нижняя часть меча отливались отдельно ).