Литье
| Вы вошли как Гость | Вход | Выход | Группа "Гости"| RSS
Меню сайта
Формовочные материалы
Литейные формы
Кусковая формовка
Формы для скульптур
Архитектурная отливка
Заливка форм и обработка отливок
Способы литья
Разное

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Вход на сайт
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Художественные отливки могут состоять не из одной фигуры или части, как бюсты, а из целого ряда связанных между собой определенной темой фигур, например «Орел на скале». Такие художественные отливки называют статуэтками.

Изготовление цельной литой статуэтки представляет большую сложность, поэтому чаще всего статуэтки отливают по частям, т. е. по составляющим их фигурам, а в процессе механической обработки отдельно отлитые фигуры собирают в статуэтку. Кроме того, для удобства формовки иногда делят на части и отдельные более сложные фигуры статуэток (голова, туловище, руки, ноги).

Рассмотрим два примера изготовления литейных форм для статуэток.



Изготовление формы для статуэтки «Орел на скале».



орел на скале

Модель статуэтки состоит из двух основных частей: орла и постамента-скалы. Каждую из частей отливают отдельно и собирают в статуэтку в процессе механической обработки. Форму для постамента (скалы) изготовляют по чугунной пустотелой модели. Для удобства формовки полость у модели постамента заделывают металлической планкой.




















Процесс формовки постамента:

  1. Модель укладывают в фальшивую опоку задней стенкой (рисунок ниже).

    формовка статуэтки











  1. На уложенной модели набивают два куска: 1 — на основании скалы, 2 — на ее вершине (рисунок ниже).

    формовка статуэтки





















  1. Подрезав и прикрасив куски 1 и 2, набивают смежные с ними куски 3 и 4 на боковых поверхностях модели. Ввиду больших размеров кусков их лучше изготовлять с каркасами.

  1. На фальшивую опоку с моделью устанавливают нижнюю опоку и формуют ее с подчеканкой.

  2. Нижнюю полуформу вместе с фальшивой опокой переворачивают и снимают фальшивую опоку. В нижней полуформе еще раз производят уплотнение кусков и подготовку поверхности разъема формы.

  3. Устанавливают верхнюю опоку и формуют ее так же, как и нижнюю — с подчеканкой.

  4. Верхнюю полуформу снимают, исправляют в ней отпечаток поверхности модели, прорезают литниковую систему.

  5. На нижней полуформе устанавливают деревянную рамку, заполняют ее формовочной смесью и, накрыв щитком, переворачивают вместе с нижней полуформой. Нижнюю полуформу снимают так, чтобы модель с прилегающими к ее поверхности кусками осталась на смеси в рамке.

  6. Снимают с модели куски 4 и 3, а затем куски 2 и 1, после отделки укладывают их в тазик с песчаной постелью для сушки.

  7. В специальном стержневом ящике изготовляют стержень. Для больших форм изготовление стержня в полости формы неудобно, так как можно повредить стенки формы.

  8. Обе полуформы, куски и стержень сушат и собирают форму для заливки.

Форму для отливки орла изготовляют с фальшивой опокой, где модель располагается в положении «на спине» (рисунок ниже).



формовка статуэтки


















В форме изготовляют шесть кусков. Первые четыре (14) располагаются в нижней опоке, а два последних (5 и 6) — в верхней (рисунок ниже).



формовка статуэтки

Стержень с крестообразным каркасом изготовляют отдельно в стержневом ящике. Куски, стержень и обе половины формы сушат. После сушки форму собирают для заливки.
Лапы орла отливают отдельно в сырой форме. Для увеличения прочности в лапы заливают стальные прутки, на концах которых в процессе механической обработки нарезают резьбу. Резьба служит для крепления лап на корпусе орла.









Изготовление формы для статуэтки «Садящийся всадник»











статуэтка

Бронзовая модель статуэтки состоит из пяти частей: корпуса коня (передняя согнутая нога его для удобства формовки делается отъемной и соединяется с корпусом шипом в виде «ласточкина хвоста»), всадника, нижней части — накидки на коне, хвоста коня и постамента. Каждую из частей, кроме отъемной согнутой ноги коня и части накидки, отливают отдельно и собирают вместе на постаменте в процессе механической обработки отливки. Изготовление литейной формы для коня составляет основную работу при отливке статуэтки. Сложность заключается в необходимости изготовления большого числа кусков, как в нижней, так и в верхней полуформах.











Процесс формовки коня следующий:

  1. Модель корпуса коня укладывают в фальшивую опоку в положение «на боку» так, чтобы передняя (согнутая) отъемная нога была наверху ( рисунок ниже).

    формовка статуэтки











  1. Припылив поверхности фальшивой опоки и модели, приступают к набивке кусков нижней полуформы. Порядок изготовления и расположения их на модели показан на рисунке ниже.

    формовка статуэтки



    Всего в нижней полуформе набивают девять кусков. На модели с кусками формуют с подчеканкой нижнюю опоку.





















  1. В нижней полуформе, перевернутой вместе с фальшивой опокой, изготовляют куски (всего их шесть) на второй половине модели (рисунок ниже).

    формовка статуэтки



    Некоторую трудность вызывает изготовление кусков 12 и 13, значительная часть которых располагается под накидкой, и кусков 14 и 15, заформованных на части руки (перекрывая друг друга). Не меньшую трудность, связанную с малыми размерами и сложностью рельефа модели под ними, представляет изготовление кусков 10 и 11.









  1. После подрезки кусков и поверхности разъема устанавливают верхнюю опоку и изготовляют в ней верхнюю полуформу. Заформованную полуформу снимают, прорезают в ней литник и выпор. Снимают с модели куски, устанавливают и прикалывают их в снятой полуформе.


  2. На нижней полуформе заформовывают рамку. С модели в рамке убирают отъемную часть модели (накидку), прикрывающую кусок 9. Затем снимают с модели кусок 9, прикрывающий кусок 8. После этого снимают кусок 8 и отъемную часть согнутой ноги коня.


  3. Разрушая заформованную смесь в рамке, с модели снимают боковые куски 6, 5,4 и 3. Куски 1 и 2, расположенные между ног коня, удобнее снимать с модели, выбивая их после того, как модель будет изъята из смеси в рамке.


  4. В полости нижней полуформы, образованной уложенными кусками, описанным выше способом изготовляют стержень. Сложность его изготовления заключается в необходимости использования для его уплотнения верхней полуформы с приколотыми в ней кусками. После изготовления стержень, снятые с него куски и полуформы сушат.

Фигуру всадника отливают отдельно:

  1. Латунную модель всадника без половины правой руки (часть руки до локтевого сустава отливают вместе с корпусом коня) укладывают в фальшивую опоку в положение «на спине».
  1. Припылив поверхность модели и фальшивой опоки, приступают к набивке кусков на лицевой части модели. Всего на этой стороне модели набивают девять кусков. Порядок изготовления и расположение их на модели показан на рисунке ниже.

    формовка статуэтки



























  1. После набивки кусков на лицевой части модели на фальшивой опоке изготовляют с подчеканкой нижнюю полуформу.


  2. Полуформу с фальшивой опокой переворачивают и на обратной стороне модели набивают куски 10 и 11 (рисунок ниже).

    формовка статуэтки





















  1. Припылив куски и поверхность разъема формы, устанавливают верхнюю опоку и изготовляют в ней с подчеканкой верхнюю полуформу. Сняв верхнюю полуформу, в ней устанавливают снятые с модели в нижней полуформе куски 10 и 11. На разъеме в нижней полуформе устанавливают и заформовывают рамку. Рамку с опокой переворачивают, опоку снимают. С модели в рамке снимают куски, отделывают их и устанавливают в снятой нижней полуформе.
    В полости нижней полуформы изготовляют стержень. Обе полуформы, куски и стержень сушат.