Литье
| Вы вошли как Гость | Вход | Выход | Группа "Гости"| RSS
Меню сайта
Формовочные материалы
Литейные формы
Кусковая формовка
Формы для скульптур
Архитектурная отливка
Заливка форм и обработка отливок
Способы литья
Разное

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Вход на сайт
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи

Каслинский завод художественного литья известен не только в России, но и во многих странах мира. Каких только отзывов не подарили печатные источники шедеврам каслинского литья. Еще П. П. Бажов писал: «Против каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь. Многие охотились своим литьем каслинцев обогнать, да не вышло». Касли представляет собой небольшой городок уральской провинции. На фото ниже показаны виды Каслей начала XIX и начала XXI.

 

вид на касли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архивное упоминание о частном литейном производстве в Каслях уведомляет о том, что первыми хозяевами литейного дела в Каслях были М.Н.Тимофеев с сыновьями: «Михаил Никитич Тимофеев небольшой заводик имели. А раньше овчины выделывали, шубы шили». На отливках каслинского производства стояло личное клеймо, которое представляло собой традиционный прямоугольник с надписью: «М. Н. ТИМОФЕЕВ СЪ С-МЪ В К. З.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впечатляюще знакомил с производством Тимофеева прейскурант изделий его завода. Выполненный со знанием дела, он сразу же обращал внимание на качество своей продукции. Обложку прейскуранта открывало большое изображение серебряной медали «За трудолюбие и искусство от Министерства финансов», полученной чугунолитейным заводом Тимофеева за участие в выставке в Казани. Как свидетельствуют архивы Каслинского городского музея художественного литья, в Каслях, кроме главного, известного железоделательного и чугунолитейного завода, работали четыре частных литейных (вагранки) - Михаила Никитича Тимофеева, Григория Яковлевича Кобелева, Терентия Дмитриевича Теплякова и Петра Ефимовича Плотиннова. Все они в разных количествах выпускали не только хозяйственное, но и художественное литье. К 1910 году масштабы выпуска художественной продукции в Каслях значительно возросли. Если к концу XIX века в поселке было всего две частные вагранки - Константина Хорошенина и Артемия Теплякова, то появление новых четырех и даже пяти литейных, выпускавших собственное литье, говорило само за себя. Прежние литейные - К. Хорошенина и А. Теплякова - художественным литьем не занимались. Принято считать, что не занимался и еще один частник - Григорий Гуськов. Однако сохранилась замечательная работа литейной Гуськова - прекрасно отчеканенная пепельница «Испанка с веером», клеймо на которой не только подтверждало ее принадлежность к литейной Гуськова ( «Г. И. ГУС»), но и свидетельствовало о качестве работы.

 

статуэтка испанка с веером

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вещи присутствует клеймо медали «За полезные труды» - награды, полученной за участие в кустарной выставке 1902 года в Петербурге. Частные владельцы каждый по-своему боролись за признание и авторитет своего производства. И если М. Н. Тимофеев старался привлечь покупателей выпуском прейскуранта собственных изделий (он распространялся в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Тагиле и других городах), то солидное производство Кобелева с сыновьями, на котором к 1917 году насчитывалось до 200 человек, выступало в Каслях в качестве одного из главных соперников «большого» завода. Литейная Кобелева начала повторять отливки главного Каслинского завода. Правда, сопутствовала этому далеко не лестная репутация. Рассказывали, что воровали для Кобелева с завода готовые модели. Расчеканивали их и лили. Зато и собственные модели стояли для общего обозрения. Распоряжался ими хозяин по своему усмотрению. Интересно проследить, как в конце XIX века стремительно рос поток того чугунного товара, который предлагал покупателям небольшой завод русской глубинки. Речь идет о предложениях торговых прейскурантов Каслинского завода на Урале, начавшего производство кабинетного художественного литья. Нетрудно убедиться в том, что повседневные потребности в красоте не обманули ожиданий владельцев завода, а их продукция получила признание не только в России, но и за рубежом. Уже первый каталог изделий завода в 1876 году предложил покупателям 180 наименований изделий художественного литья ... Еще более полный перечень был представлен в прейскуранте чугунных, ваграночных, кабинетных вещей Каслинского завода, подготовленном к Урало-Сибирской выставке 1887 года. Среди фигур животных только моделей лошадей и собак в нем насчитывалось более десятка. В последнем же торговом прейскуранте, выпущенном в 1913 году в Екатеринбурге, значилось 759 наименований. Самый знаменитый экспонат Каслинского завода – это чугунный павильон, отлитый для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Этот павильон сохранился до наших дней, и в 2000 году ему исполнилось 100 лет.

 

павильон касли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Парижской Выставке перед глазами зрителя вдруг открывался величественный фасад восточного дворца. Витрины и горки представляли посетителям разнообразные изделия из Туркестана, Бухары и Хивы. Здесь можно было увидеть драгоценные ларцы, оружие чудной чеканной работы, украшенное драгоценными камнями, великолепные тяжелые ткани, почти сплошь покрытые золотым и серебряным шитьем, - всю роскошь и богатство ханов и эмиров. В одной из витрин эмир Бухарский выставил даже свои сокровища ... 20 августа 1900 года Нижнетагильское и Кыштымское заводоуправления получили известия о награждении их экспонентов высшей наградой Парижской выставки - Гран-при. После закрытия выставки увенчанный славой павильон был разобран и отправлен в Касли. Там он пролежал на заводских складах не один десяток лет. За это время более 1000 деталей были потеряны. Замечательно, что почти все разнообразие изделий, огромная коллекция литья были собраны в Кыштыме, в доме бывшего владельца завода купца Расторгуева, ставшего также резиденцией управляющего горным округом Павла Михайловича Карпинского. По его указанию коллекция постоянно пополнялась. Последующие годы XX столетия принесли новые имена и судьбы, чьи вдохновение и талант подарили людям замечательное искусство. Кроме мастеров, рабочих-литейщиков, отмеченных наградами российских и международных выставок, кроме признания Европой и Америкой, гордостью Каслей были художники - авторы скульптур, которые выпускал Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод. История Каслей знает такие имена как скульптор-академик М. Д. Канаев, барон К.А.Клодт, создавший литье по новой непривычной теме, романтик Н.Н. Горский, талантливый самородок Каслей П.С. Аникин. Все они были творцами своего времени, подчинялись его законам и, вопреки выпавшей каждому прозе жизни, сумели оставить каслинскому чугуну свое вдохновение и труд. Среди скульпторов, чье творчество неразрывно связано с художественным литьем уральских Каслей, имя Михаила Денисовича Канаева выделяется особо. Именно он стал в Каслях первым скульптором-профессионалом. Именно его работы отливались заводом на протяжении десятилетий и принадлежат к классическому наследию Каслей ... В 1871 году владельцы Каслинского завода решили учредить должность художника, поскольку того требовали интересы дела. Взять на себя обязанности заводского художника управляющие Деханов и Одинцев и предложили Михаилу Канаеву. Ему же поручалось «открыть при заводе ремесленно-художественную школу с приучением мальчиков рисованию фигур из глины и воска, резьбе на дереве и металле, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна» Тогда же наступил звездный час у самого художника. Во всех известных ныне публикациях о Каслях упоминаются созданные Канаевым на заводе собственные авторские работы - канделябры, подчасники и статуэтки: «Цыганка-маляр», «Мальчик, играющий в снежки», «Геркулес, разламывающий пещеру ветров», «Мороз-демон», «Избушка на курьих ножках», рамки «В русском стиле» и «Лавровый венок».

 

статуэтка канделябр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Канаев. Канделябр «Цыганка-маляр»  

 

 

статуэтка кувшинчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Канаев. Кувшинчик ажурный

 

 

подчасник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Канаев. Подчасник «Мороз-демон»

 

 

Константин Александрович Клодт вошел в историю Каслей в 20-е годы XIX века. Это он заводской скульптор сделал произведениями искусства самые расхожие бытовые предметы. Потомственный аристократ, «барин», Константин Александрович волею обстоятельств стал «рабочей косточкой» Каслей, которым оказались нужны его ум и знания. Скульптор предложил несколько моделей, и завод начал отливать их. В историю вошли такие модели как: зажигалка «Ножка», подставка для карандашей "Футбол», ножик "Пионер», небольшой бюст В. И. Ленина - таков сравнительно небольшой перечень работ К. А. Клодта для Каслинского завода. Но его работа далеко этим не ограничивалась. На завод присылали гипсовые статуэтки и бюсты Ленина, Маркса, Энгельса, Дзержинского. Статуэтки были грубоваты, но пока нет лучших, нужно было исправлять их и пробовать, как они выйдут в чугуне. Исправлял К.А. Клодт и статуэтку "Шахтер", которая и теперь считается одной из лучших каслинских вещей.

 

 

карандашница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.Клодт. Карандашница «Спорт»

 

 

Павел Степанович Аникин – талантливый скульптор от Бога, который с юных лет получил художественное образование у лучших мастеров каслинского литья. Аникин понимал суть чугунного литья. Его модели из пластилина при лепке обязательно натирались графитом, чтобы увидеть жизнь чугуна в будущей скульптуре. Скульптурное литье П.С. Аникина отличается высоким уровнем детальной точности.

 

чернильница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Аникин. Чернильница «Партизаны в тылу врага»

 

 

 

статуэтка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Аникин. Скульптура «Заря изобилия»

Просмотров: 961